11 класс - рабочая программа курса «История театра в театральной студии»

В  содержании материала второго года обучения курса «История театра в театральной студии» сделан акцент на освоение театраль ной культуры как части общей художественной культуры воспитанников. Театральная культура для них — это зна комство с театром как видом искусства, изучение теории и ис тории отечественного и зарубежного театра, а также освоение элементов актерского мастерства в качестве базового компо нента театрально-творческой деятельности.
Программа  курса построена с учетом совре менных театроведческих представлений о существовании ис кусства театра в художественной культуре мира. Это позволяет преодолеть антагонизм между знаниями учащихся в области классического искусства и культуры и их знаниями и для организации учителем заня тия являются: представ лениями о современной культуре. Отметим, что в этой про грамме именно классические знания являются базовыми. Важ но, чтобы осознание существования связи в художественной культуре между классикой и современностью помогло старше классникам перейти в качественно иное состояние накопле ния, осмысления и применения ими знаний по искусству.
Программа курса дает знания об истории, законах развития театрального искусства и современных процессах, происходя щих в нем.
Специфика театра заключается в том, что произведение те атрального искусства — спектакль — живет только здесь, сего дня и сейчас. Поэтому историю театрального искусства можно узнать только по дошедшим до нас текстам (пьесы, биографии драматургов и актеров, описания спектаклей, мемуары). Ин терпретация этого исторического материала позволяет педагогу вместе с учащимися работать в предлагаемых обстоятельствах той или иной художественной эпохи.
Программа «История театра в театральной студии» рассчитана на воспитанников 15-17 лет на 2 года обучения и является составляющей в комплексной программе обучения детей театральному искусству в театральной студии.

Цель второго года обучения: 

формирование всесторонне развитой личности воспитанника через знакомство с процессом возникновения, становления и развития театра в России, создание представления о наиболее ярких страницах истории театра, наиболее ярких драматургах, актерах, режиссерах, формирование навыков грамотного анализа произведений театрального искусства, умений оценивать достоинства и недостатки текущих театральных постановок, их особенности и специфику.

Задачи второго года обучения:
  • выявить и развить творческие способности воспитанников, вовлечь их в культурную жизнь города и области;
  • формировать умение пра вильно определять эстетические ориентиры в изучении истории и теории театрального искусства, наметить пути для самостоятель ного изучения воспитанниками театральной культуры.
  • совершенствовать навыки восприятия и анализа спектаклей, расширить  и систематизировать стихийно сложившийся зрительский опыт воспитанников;
  • научить воспитанников применять теоретические знания по истории театра и навыки анализа театральных постановок в творческой работе над драматическим произведением и конкретной ролью;
  • сформировать у воспитанников активную и общественно-полезную жизненную позицию, помочь им в социальной адаптации и профессиональной ориентации;

Ожидаемые результаты
  • По итогам второго года обучения воспитанники должны знать:
  • характерные черты развития театрального искусства в Новое и Новейшее время;
  • специфику становления театра в России;
  • основные этапы развития русского драматического искусства;
  • основные принципы системы К.С. Станиславского;
  • творческий путь и основные произведения не менее 10 русских драматургов;
  • место театрального искусства в культуре XX в.;
  • основные жанры театральной критики;

Уметь:
  • рассказывать о творчестве одного русского драматурга по выбору;
  • рассказывать о творчестве  одного зарубежного кинорежиссера по выбору
  • писать рецензию в одном из жанров;
  • вести дискуссию по спектаклю в форме круглого стола;
  • характеризовать и оценивать произведения кинематографа;
  • уметь работать в театральном коллективе под руководством режиссера;
  • уметь работать в театральном коллективе в процессе постановки спектакля.

 

Формы проверки знаний и творческих достижений.

Во-первых, это творческие семинарские занятия, проводящиеся на протяжении всего периода обуче ния, на них учащиеся выполняют самостоятельные задания по темам программы.
Во-вторых, это зачётные занятия. Они  проходят в виде выполнения учащи мися групповых и индивидуальных творческих заданий, в виде коллоквиумов, конференций по итогам изучения наиболее крупных по объёму и значимых тем. Зачёты проводятся два раза в год.
В-третьих, итоговая работа по каждому году обучения — создание самостоятельной театрального проекта, рецензии, в любом выбранном воспитанником жанре (информация, премьерная рецензия, портрет театрального деятеля, интервью, про блемная рецензия) письменно или устно.

СОДЕРЖАНИЕ

2 год обучения.

Театральное искусство от эпохи Просвещения до наших дней.  Российский театр.

Театр эпохи Просвещения: между разумом и чувством.
Эволюция французского классицистского театра в XVIII в. Драматургия и театральная деятельность Вольтера. Театрально-эстетические идеи Дени Дидро, теоретическое и практическое обоснование им жанра "мещанской драмы". Дидро об актерском искусстве ("Парадокс об актере"). Центральная просветительская и воспитательная роль теат ра в трактатах Дени Дидро. Жан-Жак Руссо и театр. Гений комедии — Пьер Бомарше. Театральная деятельность Бомарше. Жизнь героев Бомарше на мировой сцене. Русские Фигаро. Драматургия Шекспира в позднеклассицистских сценических переработках. Основные тенденции актерского искусства во Франции XVIII в. Театр эпохи Великой Французской революции.

Просветительская реформа в итальянском театре.
Эволюция комедии дель арте. Реформа комедии Карло Гольдони. Театральные сказки Карло Гоцци. Полемика Гоцци с Гольдони и Кьяри. Итальянская классицистская трагедия. Итальянский оперный театр. Актерское и театрально-декорационное искусство Италии XVIII в.
Формирование немецкого театра XVIII в. Театральная деятельность Каролины Найбер. Драматургия Иоганна-Вольфганга Гете. Театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Гете в Веймарском театре. Специфика "веймарского классицизма". Драматургия Фридриха Шиллера и его театральная деятельность в "веймарский период". Основные тенденции актерского искусства Германии XVIII в. Движение «Бури и натиска».  Тема Фауста и Мефистофеля (миссия, предназначение Человека и сроки про хождения жизненного пути в искусстве XX в.

Порыв духа и страсти души в театре романтизма.
Возникновение и эволюция романтического театра в Германии. Испанский кружок романтиков и его театральные концепции. Театрально-эстетические концепции Э.-Т.-А. Гофмана и его театральные эксперименты. Виктор Гюго — крупнейший драматург-романтик и теоре тик романтического театра. Особое место романтической дра мы «сына века» Альфреда де Мюссе. Комедии с трагическим концом. Английское сценическое искусство перв. пол. XIX в. Джордж Гордон Байрон  и театр. Основные тенденции актерского искусства. Формирование сценических канонов "викторианской эпохи". Великие актеры-романтики: Фредерик Леметр, Элиза Рашель, Эдмунд Кин.

Театральные события, стили, направления в культуре XIX в.
Европейский театр: движение свободных сцен и появление новой драмы. «Новая драматургия» рубежа веков :  Г. Ибсен, М. Метерлинк, А.Чехов. Возникновение профессии режиссера как толкователя текста. Великие актеры XIX в.: Эрнесто Росси, Томмазо Сальвини, Сандро Моисеи. Театр Сары Бернар. Театрально-эстетическая концепция Рихарда Вагнера. Специфика вагнеровской музыкальной драмы. Принципы "искусства будущего". Вагнеровская идея синтеза искусств. Проблема мифа в творчестве Вагнера. Вагнер и Ницше. Режиссерско-постановочная деятельность Вагнера в Байрейтском театре.

Возникновение и становление русского театра.
Народные истоки русского театра. Языческие и фольклорные корни русского театра. Скомо рошество. Обряды. Игрища. Кукольный театр. Преследование скоморохов церковью и государством. Театральная культура России XVII и XVIII вв. Придворный театр царя Алексея Михайловича. Петровские реформы: новые черты в идеологии русского общества и новые формы быта. Начало школьного театра в России. Классицизм в русской драматургии. А. П. Сумароков и  М. В. Ломоносов. Создание русского национального театра. Федор Волков и яро славский театр «охочих комедиантов». Учреждение русского государственного публичного театра. Крепостной театр. Теат ральная труппа графа Шереметева.
Русский театр XIX века. 
Русский классицизм и романтизм. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Драматургия А.С. Пушкина. Загадка «Бориса Годунова».
A.С. Пушкин «Мои замечания об русском театре». Драматургия М.Ю.Лермонтова. Драматургия Н.В.Гоголя. «Ревизор». Развитие реалистической школы русского театра. Три гения русской сцены:
П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин. Малый театр и
Александрийский театр — императорские сцены. Драматургия                      И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. А. Н. Островский и театр. Драматургия Островского. Проект А.Н. Островского по реформе театра в России.
Драматургия А.П.Чехова – основа развития театрального искусства в XX веке.  А.П.Чехов – жизнь и творчество. Своеобразие пьес Чехова. Первые постановки. Отзывы критики. «Разбросанность композиции». Подробности быта и нарушение законов сценического действия. Вывод событий на периферию.  «Чайка». Особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий. «Три сестры». «Случайные» реплики персонажей. «Подводное течение» как наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес. «Вишневый сад». Присутствие за внешне бытовыми эпизодами и деталями  непрерывного внутреннего интимно-лирического потока. Постановка пьес А.П. Чехова в театре К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
 
Театр К.С.Станиславского.  
К.С.Станиславский. Жизнь и творчество. Открытие МХТ. Режиссерская деятельность К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Чеховские спектакли МХТ. Стиль раннего МХТ. Теоретическое наследие Станиславского. Подробный анализ книг: «Работа актера над собой». Отказ от дилетантизма. От ремесла к искусству.  «Работа актера над ролью». Предлагаемые обстоятельства. «Моя жизнь в искусстве». Этика Станиславского. Мировое значение системы Станиславского.
Русский театр в 20-30-е годы XX века. Последователи и ученики К.С. Станиславского. Е.Б.Вахтангов, жизнь и творчество. Театральные открытия Е. Б. Вахтангова. Театр – студия. Творческий  путь B.Э. Мейерхольда. Конструктивизм и биомеханика в творчестве. «Камерный театр» А Я. Таирова. Театр М.А.Чехова. Развитие наследия Станиславского. Анализ теоретических статей М.А. Чехова: «О технике актёра», «Путь актёра».
 
Советский театр 40-60-х годов. 
Особенности развития театра в СССР. Социалистический реализм. Обращение театра к произведениям классической драматургии. Произведения советской литературы на сцене. «Нашествие» Л.М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А.Е. Корнейчука. Выдающиеся советские драматурги: В. Розов, А.Арбузов. Творчество Ю. Любимова в «Театре на Таганке».
 
Зарубежный театр в XX веке. 
Драматургия и театрально-критическая деятельность Эдварда Гордона Крэга. Крэг и символизм. Крэговские замыслы постановок Шекспира. Бертольд Брехт и театр «Берлинер ансамбль». Английский театр: от Б. Шоу к «драматургии рассерженных»   Дж. Осборна. Творческий путь Ингмара Бергмана, Джордже Стреллера, Питера Брука, Петера Штайна. Театральное искусство США. Первый опыт шоу-бизнеса. Театры Бродвея. Особый тип спектакля — мюзикл. «Вестсайдская история», «Иисус Христос — суперзвезда», «Волосы». Творчество Э.-Л. Уэббера. Понятия «оф-бродвей» и «оф-оф-бродвей».

Театр в конце XX века и на современном этапе. 
Основные театральные сцены мира. Малый театр (Москва), Александрийский театр (Санкт-Пе тербург), Комеди Франсез (Франция) — драматические театры с многовековой традицией, хранители национальной культуры. Многообразие театральных форм в современном мире. Ка мерный театр. Стремление театра превратить сцену в место встречи и взаимной исповеди актера и зрителя. Театр-лаборато рия. Ежи Гротовский и «Бедный театр». Экспериментальный те атр в области актерской игры и режиссуры. Возможность участия зрителя в творческом процессе. Тотальный театр как эстетиче ский идеал и футуристический проект. Театр улицы: возвраще ние к истокам. Театральные подмостки: улица, площадь, рынок, метро, университет и т. д. Хэппенинг как форма театральной дея тельности. Использование всех видов искусства, всех воображае мых технических возможностей и окружающей среды. Репертуар театров Калининградской области.

Киноуниверситет

Раздел 2.


Н. С. Михалков. 
Авторская интерпретация классических произведений литературы. Судьба человека в контексте истории страны. Актерские работы Н. Михалкова: Коля («Я шагаю по Моск ве», 1963), Брылов («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Алексей Устюжанин («Сибириада», 1979), Паратов («Жестокий романс», 1984), Котов («Утомленные солнцем», 1994) и др. Жизненная правда в создании образа, ирония, «де героизация» героя. Сложность, неоднозначность образов.
Режиссерские работы: «Раба любви» — мелодраматический сюжет из истории кинематографа в России и отражение траге дии людей искусства в эпоху революции; «Неоконченная пьеса для механического пианино» — создание оригинального сюже та на основе прозы А. П. Чехова, выражение чеховского стиля средствами кино; проблема истинных и ложных ценностей, смысл человеческой жизни; ироничная манера повествования; психологизм актерского исполнения. «Несколько дней из жизни Обломова». Режиссерская ин терпретация романа И. А. Гончарова «Обломов». Размышления о становлении личности, ее связи с семейными традициями. Неоднозначность оценки характеров главных героев.
«Утомленные солнцем». Осмысление трагичности жизни героев в эпоху общественных катаклизмов и тоталитарного строя. Семья как безусловная ценность в жизни человека и ее гибель под воздействием социальных причин. Точность кине матографических приемов в передаче атмосферы события и эмоциональных состояний героев.
Особенности творческого почерка Н. Михалкова: связь с отечественной классической литературой, изобразительным искусством. Высокая кинематографическая культура в передаче атмосферы времени, психологическая достоверность действий героев, показанных в столкновении со сложностями эпохи. Музыкальная среда фильмов Н. Михалкова. Фильмы Н. Михалкова последних лет («Сибирский цирюльник», 1999, и др.).

Мировое кино XX века. 
Ф. Фелинни «Репетиция оркестра», «И корабль плывет». Л. Висконти «Семейный портрет в интерьере», «Смерть в Венеции». Бергман «Седьмая печать», «Фани и Александр», «Осенняя соната». М. Форман «Полет над гнездом кукушки», «Амадеус».                     А. Кислевский «Белый», «Синий», «Красный».

Фильмы наших дней.  
П.Тодоровский «Анкор, еще анкор», Г. Данелия «Орел и решка». «Возвращение» С.Звягинцева – шедевр нового тысячелетия.

Творческая практика 

Посещение спектаклей, идущих в Калининградском областном драматическом театре. 
Посещение спектаклей, идущих в Музыкальном театре «На Бассейной». 
Посещение фестивальных показов кинофильмов в кинотеатре «Заря».  
Посещение музейных выставок Калининграда. 
Участие в культурных мероприятиях города и области.

Источники:

1.Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 2006.
2.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 2004.
3.Арто А. Театр и его двойник. М., 2003.
4.Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 2004.
5.Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.
6.Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., 2007.
7.Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2007.
8.Бушуева С.К. Итальянсий современный театр. Л., 2003.
9.Бушуева С.К. Полвека итальянского театра. Л., 2008.
10.Вилар Ж. О театральной традиции. М., 2006.
11.Вообрази  себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос,  2004.
12.Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М., 2009.
13.Гиппиус С. Гимнастика   чувств: Тренинг творческой психотехники. – М.: Искусство, 2007.
14.Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 2006.
15.Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная  и педагогическая психология. - Пермь, 2004.
16.Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 2006.
17.Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 2005.
18.Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.
19.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 2003.
20.Как всегда  об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 2002.
21.Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 2006.
22.Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 2006.
23.Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.
24.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.
25.Матюгин И.О. Зрительная  память. - М.: Эйдос, 2002 .
26.Матюгин И.О. Тактильная  память.- М.: Эйдос, 2001.
27.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 2007.
28.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 2004. -  № 2 .
29.Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 2009.
30.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2005.
31.Обухова Л.Ф. Этапы  развития  детского  мышления. - М.,  2002
32.Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 2009.
33.Пави. П. Словарь театра. М., 2001.
34.Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения  и коррекционнные  программы. - М., 2003.
35.Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 2007.
36.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008.
37.Смирнов В. А. Философия. Образование. Культура. - Новосибирск, 2000.
38.Смирнов В.А. Мастерская педагога-гуманитария. - Новосибирск, 2005.
39.Спиваковская А.Г. Игра - это серьезно. - М., 2004.
40.Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 2000.
41.Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2005.
42.Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 2008. № 3.
43.Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 2003.
44.Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 2007.
45.Якобсон П.М. Психология  художественного  восприятия. - М.: Искусство, 2004.
46.Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: Новая школа, 2007.

 

Список Интернет-ресурсов




03.09.2012