10 класс - рабочая программа курса «История театра в театральной студии»

Содержание  курса «История театра в театральной студии» определяется спецификой предпрофессиональной подготовки будущих актёров и включает в себя информацию об искусстве театра. Это допол няет картину развития художественной культуры, делает ее бо лее целостной.
Кроме того, история театра является одной из составляющих теоретической подготовки по предмету «мастерство актёра».
Данная программа предполагает углубленную подачу теоретического материала по истории возникновения и развития театрального искусства, теории режиссуры, сценарного мастерства, что призвано обеспечить комплексное обучение театральному делу. Её новизна состоит, прежде всего, в том, что она основана на личностном подходе. Материал изучается не только в историческом аспекте, но и в практическом преломлении, что и позволяет связать историю театрального искусства с предметом «мастерство актёра». При этом основными методами учебного процесса являются  дискуссии, исследования, погружение в драматургический материал.
Воспитанники, получая комплексные знания и умения по всему циклу театральных дисциплин к концу обучения в студии практически и теоретически готовы не только к поступлению в высшие специальные учебные заведения, но и к тому, чтобы посвятить свою жизнь профессиональному театральному творчеству.
Программа «История театра в театральной студии» рассчитана на воспитанников 15-17 лет на 2 года обучения и является составляющей в комплексной программе обучения детей театральному искусству в театральной студии.

Цель первого года обучения: погружение в культурную атмосферу театра, знакомство с процессом возникновения, становления и развития театра в Европе, создание представления о наиболее ярких страницах истории театра, наиболее ярких драматургах, актерах, формирование навыков грамотного анализа произведений театрального искусства.

Задачи первого года обучения:
  • дать теоретическую подготовку необходимую для усвоения практических навыков мастерства актера;
  • сформировать представление о разви тии театрального искусства в контексте общеисторического движения мировой художественной культуры;
  • воспитывать художе ственный вкус и интерес к театральному искусству,  интерес  к художественной культуре во всем ее многооб разии, прививать уважение к культуре разных народов и времен, различных эстетических направлений;
  • развивать эмоциональную и интеллектуальную сферы личности воспитанника, его способность  анализировать драматургию и спек такль, ясно формулировать свои мысли;
  • сформировать творческую образовательную среду работы коллектива на основе принципов театральной педагогики.

Ожидаемые результаты

По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:
  • основные теории происхождении театра как вида искусства;
  • основные этапы развития мирового театра;
  • характерные черты театрального искусства разных стран;
  • творческий путь и основные произведения не менее 10 западноевропейских драматургов;
  • специфику отдельных театральных профессий;
  • Основные театральные жанры, их особенности;
Уметь:
  • определять, какой театральной эпохе принадлежит пред ложенный педагогом иллюстративный материал;
  • рассказывать об основных эстетических признаках античного, сред невекового искусства, искусства Возрождения;
  • рассказывать о творчестве одного зарубежного драматурга по выбору;
  • рассказывать о творчестве  одного русского кинорежиссера по выбору;
  • анализировать драматургию как особый род литературы, предназначенный для сцены;
  • анализировать спектакль с точки зрения взаимодействия авторской и режиссерской концепции;
  • работать в театральном коллективе в постановке сценических этюдов.

Формы проверки знаний и творческих достижений.


Во-первых, это творческие семинарские занятия, проводящиеся на протяжении всего периода обуче ния, на них учащиеся выполняют самостоятельные задания по темам программы.
Во-вторых, это зачётные занятия. Они  проходят в виде выполнения учащи мися групповых и индивидуальных творческих заданий, в виде коллоквиумов, конференций по итогам изучения наиболее крупных по объёму и значимых тем. Зачёты проводятся два раза в год.
В-третьих, итоговая работа по каждому году обучения — создание самостоятельной театрального проекта, рецензии, в любом выбранном воспитанником жанре (информация, премьерная рецензия, портрет театрального деятеля, интервью, про блемная рецензия) письменно или устно.

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения.

Театральное искусство от возникновения театра до эпохи Возрождения.

Введение. 
Театр как вид искусства. Театр и его место в системе художественной культуры. Специфика театрального искусства.  Виды театра: музыкальный, драматиче ский, кукольный. Игра как форма существования человека и общества. Природа и значение игры как явления культуры. Игра как факт духовной жизни. От состязательной игры к культуре. Игры, в которые играют люди. Правила игры: языки, инст рументы и материалы различных искусств. Игровая природа театра. Актер — персонаж — роль.
 Значение обрядов в современном обществе. Сходство и различие между обрядом и театром.

Возникновение театра.  
Две теории происхождения театра. Рождение искусства сце ны из обрядов и магических ритуалов. Древние земледельческие праздники.  Игровое действие в древних религиях. Пратеатральные игровые формы и их культовое происхождение. Греческая цивилизация. Греческий агон. Связь происхождения европейского театра с ростом самосознания личности человека в эпоху Античности. Элевсинские мистерии. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Дихотомия дионисийского и аполлонического. Путь от ритуальных игр к примитивной трагедии. Мифы — основа древнегреческой драматургии. Устройство древнегреческого театра и организация спектаклей.

Театр и драматурги Древней Греции. 
Греческая драматургия классического периода. Первые официальные драматические представления в Греции в 534 г. до н.э. Организация театральных представлений. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы. Стиль исполнения и культовая символика в греческом театре. Расцвет те атра в Древней Греции Vв. до н. э.
Эсхил. Жизнь и творчество. Биографические сведения. Первый период творчества. Связь с политической жизнью Афин. Новаторство в театре: введение второго актёра. Второй период творчества. Обращение к Гомеру. Поездки в Сицилию. Наследие Эсхила. Чтение и анализ пьес. «Прометей прикованный». Цикл «Орестея»:  «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Евмениды». «Персы».
Софокл. Жизнь и творчество. Изменения в постановке действий. Введение третьего актёра и уменьшение хора. Характерные черты драматургии. Сюжеты трагедий. Этика Софокла. Чтение и анализ пьес. «Эдип – царь», «Эдип в Колоне», «Антигона».
Семинар по статье А. Боннера «Эсхил и Софокл – ответ року».
Еврипид. Жизнь и творчество. Биография.  Участие в политической жизни. Музыкальное творчество. Творческое наследие. Чтение и анализ пьес: «Медея», «Ипполит».
Мировое значение греческой трагедии. Герои античных трагедий — вечные образы мирового сцени ческого искусства. Обращение драматургов последующих эпох к античным сюжетам. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры. Возникновение теории драмы в Древней Греции. Взгляды Платона на трагедию. «Поэтика» Аристотеля как первая теоретическая работа, посвященная проблемам драматургии и театра (учение о подражании, анализ фабулы и характеров, понятия страха и сострадания, проблема катарсиса).
Греческая комедия. Особенности древней аттической комедии. Стиль исполнения комедии в греческом театре. Аристофан. Сохранившиеся биографические сведения. Связь творчества с политической жизнью.
Чтение и анализ пьес: «Лягушки», «Лисистрата».
Театр в эпохи Эллинизма, Рима и раннего Средневековья. Эволюция греческого театра в эпоху эллинизма. Новоаттическая комедия Менандр). Театр мимов. Завершение процесса секуляризации в эллинистическом театре. Истоки римского театра. Импровизированная комедия ателлана. Влияние греческой культуры. Возникновение римской трагедии. Организация театральных представлений. Возникновение и эволюция паллиаты. Комедия тоги. Театр императорской эпохи. "Греко-римский" тип театрального здания. Зрелища цирка и амфитеатра. Бродячие труппы мимов. Причины упадка театрального искусства в эпоху поздней античности. Вопрос об отношении средневековой церкви к театральному искусству. Причины возникновения церковного театра. Эволюция форм церковного театра (литургическая драма, полулитургическая драма, миракль).

Восток: собственные театральные пути. 
Традиционализм театрального искусства Индии, Китая и Японии. Буддийские сюжеты в литературе и театре. Особая форма восточного театра — музыкальная драма. Создание худо жественного канона. Легенды, религиозные притчи, военные повести — основа спектаклей восточного театра. Современное театральное искусство Индии, Японии и Китая, основанное на традиционной символической пластике. Японские театры Но и Кабуки. Китайский театр марионеток. Пекинская опера.
Театр эпохи развитого Средневековья. Скоморохи и их товарищи. Театр кукол. Скоморо шество. Истории и сюжеты, разыгрываемые скоморохами. Ге рои кукольного театра и история их появления в разных стра нах. Пульчинелла, Полишинель, Панч, Петрушка. Особая природа кукольного театра. Актер и кукла. Перчаточные куклы. Марионетки. Тростевые куклы. Теневой театр. Сюжеты куколь ного театра. Разнообразие игровых форм культуры Средневековья. Средневековый город как центр культуры. Профессиональные «развлекатели» — жонглеры. Бродячие сюжеты Средневековья. Жанры религиозного театра: литургическая драма, мистерия, миракль. Светский театр: моралите. Обращение к античности и связь с театральной культурой Средневековья. Театр эрудитов (ученый театр). Поиски в области театральной архитектуры и декорационного искусства. Становление профессионального театра. Народный театр: фарс. Трансформация жанра в современном театре. Трансформация традиций средневекового театра в современных театрализован ных праздниках (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Комедия дель арте. 
Истоки, пути формирования, эстетические принципы комедии дель арте. Осо бенность народного театрального жанра комедии дель арте — маска как определенный социально-психологический тип. Сатирические маски (старики), комические маски (слуги или дзанни). Импровизация — основа комедии масок. Бли зость комедии дель арте карнавальной культуре Средневековья. Традиции комедии дель арте в творчестве Ж.-Б. Мольера, К. Гоцци, П. Мариво.

Театр эпохи Возрождения. 
Культурный феномен Возрождения. Обращение в Италии к Античности в эпоху Возрожде ния — обращение к собственному духовному наследию.

Испанский театр – театр плаща и шпаги. 
Связь испанского театра эпохи Возрождения с народной зрелищной традицией. Театральное здание и спектакль. Идея чести — основополагающее понятие испанского гуманизма и центральная тема героических драм Лопе де Вега. Ренессансные комедии Тирсо де Молина. «Севильский озорник, или Ка менный гость» — первая в истории мировой литературы драма тургическая обработка легенды о Дон Жуане. Мотив судьбы в философских пьесах П. Кальдерона. Элементы драматургии ба рокко. Организация театральных зрелищ, театрально-декорационное и актерское искусство.

Английский театр. Северное Возрождение. 
Театр Англии как символ Возрождения и аккумулятор идей трагического гуманизма. Возникновение гуманистической драмы. Основные драматические жанры. Типы театров, устройство сцены и постановочная техника. Стиль актерского искусства и его эволюция. Предшественники Уильяма Шекспира. Драматургия Кристофера Марло. Младшие современники Шекспира. Эволюция сценического стиля от Ренессанса к барокко.
Творчество Уильяма Шекспира в контексте английской театральной культуры его времени. Драматургическое наследие У. Шекспира: комедии, хроники, великие трагедии. Чтение и анализ сонетов. «Ромео и Джульетта» – любовь в вечности. «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» — диалог с традицией. Мировые Гамлеты: Пол Скофилд, Лоуренс Оливье. Традиция «русских» Гамле тов: П. Мочалов, В. Каратыгин, И. Смоктуновский,              В. Высоц кий, Е. Миронов. Загадка личности Шекспира. «Шекспировский вопрос»: мно гочисленность гипотез относительно авторства шекспиров ских произведений.

Французский театр. 
Формирование профессионального театра во Франции. Влияние итальянской театральной культуры. Тенденции барокко. Бургундский отель XVI - начала XVII вв. Стиль актерской игры и декорационное искусство. Театр классицизма: норма превыше всего.  Образ человека в классицизме и картезианской философии. Борьба между долгом и чувством в драматургии классицизма. Кодекс правил французского классицизма: пятиактная струк тура, три единства, строгое разделение жанров, преобладание монологов и диалогов над действием. Расцвет классицистской трагедии в творчестве П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера. Бес смертная «Федра» Расина. Барокко и классицизм в творчестве Пьера Корнеля. Жан Расин как драматург, постановщик и театральный педагог. Эстетика классицистского спектакля во второй половине XVII в. Театральная деятельность Жана-Батиста Мольера. Ведущие актеры труппы Мольера. Организация Комеди Франсэз. Постановки французских трагедий на сцене русского театра XIX в.

Киноуниверситет

Раздел 1.

Начало кино в России.  Изобретение кино. Зарождение кинематографа в России. Первые отечественные фильмы. Появление профессии режиссера в производстве фильмов. Режиссеры немого кино:      Л. Кулешов, Д. Вертов, В. Пудовкин и др. Развитие киноязыка и средств художественной выразитель ности в фильме. Создание художественного образа на экране.

С. М. Эйзенштейн. Его вклад в теорию и практику кино.
Увлечение театром, обучение у В. Э. Мейерхольда. Переход  в кино, работа с передовыми кинематографистами (Л. Кулешовым, Д. Вертовым, Э. Шуб, Л. Оболенским). Вклад Эйзенштейна в теорию и практику кино. Развитие теории монтажа, фильм как «монтаж аттракционов». Фильмы эпохи немого и звукового кино: «Стачка», «Броне носец «Потемкин»; «Александр Невский», «Иван Грозный». Создание аудиовизуального образа фильма: находки в об ласти монтажа (ритм и чередование планов, необычность ра курсов). Музыка в фильмах, достижение звукозрительного син теза, полифонии. Использование возможностей цвета в кино. Взаимоотношения С. Эйзенштейна и власти. Свобода твор чества и социальный заказ.

С. Ф. Бондарчук. Экранизация классических произведений отечественной литературы.
Страницы биографии: от актера — к режиссеру. Актерские работы                 С. Бондарчука: Тарас («Тарас Шевченко»), Дымов («По прыгунья»), Отелло («Отелло»), отец Сергий («Отец Сергий»). Актерские работы С. Бондарчука в снятых им фильмах: Ан дрей Соколов («Судьба человека»), Пьер Безухов («Война и мир»), Звягинцев («Они сражались за Родину») и др. Точный психологический рисунок роли, эмоциональная насыщенность и пластическая выразительность образов. Режиссерские работы С. Бондарчука: «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и др. Связь кино с литературой: воплощение классики на экране. Поиски кинема тографической выразительности, бережное отношение к автор скому слову.
Внимание к актерскому воплощению образов, создание ак терского ансамбля в фильме. Мастерство крупномасштабных постановок и батальных сцен. Точность и выразительность в изображении личности героев и народных масс. Музыка в соз дании образов и атмосферы фильма. Звукопластическое выра жение авторской позиции и философских обобщений в произ ведении.

А. А. Тарковский. Особенности творческой манеры
Поиск собственного пути. Особенности творческой мане ры. Специфичность манеры киноповествования. Своеобразное построение экранного пространства. Фильмы А. Тарковского: «Иваново детство» — противопо ставление войны и детства; «Андрей Рублев» — роль художника в жизни; спор о человеке, об искусстве, нравственные, фило софские, религиозные проблемы в фильме; «Солярис» — раз мышления о проблемах бытия в контексте фантастического сюжета (по С. Лему). «Зеркало». Автобиографические мотивы сюжета. Стремле ние выразить на экране переживания человека в период его са моосознания, становления и развития. Выразительные средства экрана в воссоздании внутреннего мира человека.
«Сталкер». Новое в языке кино (необычность движения ка меры, создание особого пространства и т. д.). Герои фильма, атмосфера, пространство и время фильма. Особенности творчества А. Тарковского —  авторское стрем ление исследовать космос человеческой души, сущность нрав ственных устремлений в контексте глобальных проблем време ни.

Творческая практика.  
Посещение спектаклей, идущих в Калининградском областном драматическом театре. 
Посещение спектаклей, идущих в Музыкальном театре «На Бассейной». 
Посещение фестивальных показов кинофильмов в кинотеатре «Заря».  
Посещение музейных выставок Калининграда. 
Участие в культурных мероприятиях города и области.

03.09.2012