Данная работа направлена на приобретение учащимися следующих ключевых компетенций:
Умение оперировать различными базами данных, освоение различных форм и методов работы с источниками информации;
Поиск связей между событиями прошлого и настоящего;
Умение критически относится к источникам информации, событиям, фактам, произведениям литературы и искусства, искать суть отображаемого разными способами явления.
В процессе работы формируются также:
Ценностно-смысловые компетенции – поиск учащимися места своего «я» в окружающем мире, умение сотрудничать в группе, искать компромисс, нести ответственность за свою часть работы.
Общекультурные компетенции – приобщение к духовно-нравственным ценностям и их личное эмоциональное восприятие.
Коммуникативные компетенции – умение точно и грамотно излагать мысли, использовать научную терминологию, участвовать в дискуссии, читать и понимать разные виды текстов, правильно воспринимать формы подачи информации, включаться в диалог разных видов искусства.
Интегрированный подход к изучению истории и литературы сам по себе не нов, однако мы предпринимаем попытку не проводить разрозненные уроки по отдельным событиям и произведениям, а выстроить систему интеграции.
Темы интегрированных уроков:
Искусство и культура Древней Руси на основе изучения «Слова о полку Игореве»;
Причины Смутного времени на основе изучения трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»;
Наполеон – человек и миф на основе изучения нескольких произведений русской литературы XIX века.
Экономическое и политическое развитие России в начале XX века и «Серебряный век русской культуры»;
Народная трагедия Гражданской войны на основе изучения романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»;
Судьба послевоенного поколения на основе изучения стихов и песен В.С. Высоцкого.
В 2010-2011 учебном году я провел в рамках конкурса «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» несколько уроков в разновозрастных группах (10-й, 11-й классы). «Сопротивление несвободе» рассматривалось в общем литературно-историческом контексте: документы, воспоминания современников, литературные произведения В. Шаламова, В. Высоцкого, А. Ахматовой, М. Шолохова, а также произведения других видов искусства.
Основная проблемная ситуация – личность и общество. Её рассмотрение включает несколько важнейших аспектов: внутренняя и внешняя свобода личности, приятие и неприятие обществом пассионариев, трагедия личности в условиях тоталитарного общества, «я» и «мы» и т.д. Эта ситуация обозначена на программном и внепрограммном литературном, историческом и ином материале.
Сама по себе проблема метапредметна и стимулирует учащихся на достижение метапредметных результатов.
Ученики оказываются непосредственными участниками процесса, происходящего на общероссийском социокультурном поле.
Трудность работы в указанной системе интегрированных уроков заключается в повышенной трудоёмкости, необходимости более интенсивной подготовки к каждому уроку. Интегрированные уроки сложно «вписать» в расписание и соотнести с учебным планом по каждому предмету. Кроме того, возникают психологические сложности: как выдержать «баланс» между литературой и историей, как распределить «роли» двух разных предметников на одном уроке. Определённые трудности имеются при включении данных уроков в систему подготовки к ЕГЭ. (Хотя, с другой стороны, подготовку к ЕГЭ нельзя рассматривать как «натаскивание», и в этом смысле интегрированные уроки более эффективны, так как ученик, овладевший ключевыми метапредметными компетенциями, лучше подготовлен к самой форме проверки знаний в виде ЕГЭ).
Сложность заключается также в специфике трансляции педагогического опыта.
Презентация системы интегрированных уроков