Создание системы интегрированных уроков истории и литературы в 10-11 классах


Данная работа направлена на приобретение учащимися  следующих ключевых компетенций:

Умение оперировать различными базами данных, освоение различных форм и методов работы с источниками информации;
Поиск связей между событиями прошлого и настоящего;
Умение критически относится к источникам информации, событиям, фактам, произведениям литературы и искусства, искать суть отображаемого разными способами явления.

В процессе работы формируются также:
Ценностно-смысловые компетенции – поиск учащимися места своего «я» в окружающем мире, умение сотрудничать в группе, искать компромисс, нести ответственность за свою часть работы.
Общекультурные компетенции – приобщение к духовно-нравственным ценностям и их личное эмоциональное восприятие.
Коммуникативные компетенции – умение точно и грамотно излагать мысли, использовать научную терминологию, участвовать в дискуссии, читать и понимать разные виды текстов, правильно воспринимать формы подачи информации, включаться в диалог разных видов искусства.

Интегрированный подход к изучению истории и литературы сам по себе не нов, однако мы предпринимаем попытку не проводить разрозненные уроки по отдельным событиям и произведениям, а выстроить систему интеграции.

Темы  интегрированных  уроков:
Искусство и  культура Древней Руси на основе изучения «Слова о полку Игореве»;
Причины Смутного времени на основе изучения трагедии                    А.С. Пушкина «Борис Годунов»;
Наполеон –  человек и миф на основе изучения нескольких произведений русской литературы XIX века.
Экономическое и политическое развитие России в  начале XX века и «Серебряный век русской культуры»;
Народная трагедия Гражданской войны на основе изучения романа  Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»;
Судьба послевоенного  поколения на основе изучения стихов и песен В.С. Высоцкого.

В 2010-2011 учебном году я провел в рамках конкурса «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» несколько уроков в разновозрастных группах (10-й, 11-й классы). «Сопротивление несвободе» рассматривалось в общем литературно-историческом контексте: документы, воспоминания современников, литературные произведения В. Шаламова, В. Высоцкого, А. Ахматовой, М. Шолохова, а также произведения других видов искусства.

Основная  проблемная ситуация – личность и  общество. Её рассмотрение включает несколько  важнейших аспектов: внутренняя и  внешняя свобода личности, приятие  и неприятие обществом пассионариев, трагедия личности в условиях тоталитарного общества, «я» и «мы» и т.д.  Эта ситуация обозначена на программном и внепрограммном литературном, историческом и ином материале.

Сама  по себе проблема метапредметна и стимулирует учащихся на достижение метапредметных результатов.

Ученики оказываются непосредственными  участниками процесса, происходящего  на общероссийском социокультурном  поле.

Трудность работы в указанной системе интегрированных  уроков заключается в повышенной трудоёмкости, необходимости более  интенсивной подготовки к каждому  уроку. Интегрированные уроки сложно «вписать» в расписание и соотнести  с учебным планом по каждому предмету. Кроме того, возникают психологические  сложности: как выдержать «баланс» между литературой и историей, как распределить «роли» двух разных предметников на одном уроке. Определённые трудности имеются при включении  данных уроков в систему подготовки к ЕГЭ. (Хотя, с другой стороны, подготовку к ЕГЭ нельзя рассматривать как  «натаскивание», и в этом смысле интегрированные уроки более  эффективны, так как ученик, овладевший ключевыми метапредметными компетенциями, лучше подготовлен к самой форме проверки знаний в виде ЕГЭ).

Сложность заключается также в специфике  трансляции педагогического опыта.

Презентация системы интегрированных уроков

31.08.2012